четверг, 31 мая 2012 г.

Что нам ФЗ-83 готовит....

Самым спорным и обсуждаемым вопросом за последнее время стал Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ. Форумы взрываются от количества противоречивых мнений противоположных сторн (разработчиков ФЗ и противников его внедрения).

Что же в нем такого страшного? На первый взгляд - ничего. Бюджетные учреждения получили право вести собственную коммерческую деятельность, деньгами от которой можно свободно распоряжаться на благо своего бюджетного учреждения. Звучит ободряюще, в отличие от казенных учреждений - бюджетные получили права и самостоятельность.

Однако именно в этой самостоятельности и кроется то самое "страшное" (на мой взгляд), что не учли уважаемые идеалисты-разработчики.

1. Эффект "Остапа Бендера".
Коммерческая деятельность невозможна без ценовой политики. Какая будет эта политика в государственных буджетных учреждениях? Кто и на основании чего будет устанавливать расценки на те или иные виды услуг? Что это будут за услуги?

Не получится ли так, что те услуги, которые раньше были бесплатны, а именно, заложены в мед.полис (для мед.учреждений), в обязательную программу (для школ), теперь будут предоставляться за деньги?

Сторонники ФЗ-83 говорят, что это невозможно. На примере школ ("больная тема"). ФЗ-83 нельзя рассматривать отдельно от ФГОС, где прописано бесплатное предоставление обязательных образовательных услуг.

Вместе с тем, что мешает предприимчивым директорам школ с коммерческой жилкой целенаправленно снижать качество бесплатных занятий и вынуждать родителей "заказывать" дополнительные часы по предметам?  Про то, что можно забыть о бесплатных кружках, я уже  не говорю, и так понятно.

"Зарабатывать" - принцип ФЗ-83, а кто и как будет контролировать этот процесс в законе не прописано (кроме общих слов).  Нет указаний по ценовой политике, нет "прайс-листа" по основным видам услуг, а это огромная ниша для реализации самых разнообразных "предпринимательских фантазий". Для коррупции и произвола - благодатная почва! И пока не совсем понятно, как с этим бороться тем, кто столкнется с таким "предпринимательским" подходом....

Как минимум ФЗ - 83 требует доработки процесса ценообразования на основные доп.услуги.


2. "Кадровый голод".
Коммерциализация бюджетных учреждений подразумевает наличие сильного руководителя, грамотного бухгалтера, маркетолога и т.д.

В случае, если директор школы будет заниматься коммерцией и думать день и ночь, где и как заработать, а учителя будет заниматься продажами услуг и рекламой, то кто и как будет учить наших детей?

Попытка сделать из школы тренинговую компанию, где бизнес-тренер (преподаватель) является и маркетологом, и преподавателем, и разработчиком программ и продает себя еще сам, приведет к снижению качества обучения (времени не 36 часов в сутках, а рабочего времени из этого еще меньше). Снижается качество обучения - см.п.1 - дополнительные платные занятия.

Нужно либо штат расширять, либо обучать бюджетников, как жить  в условиях рыночной экономики.


3. "Вопрос финансирования".
Вернемся к школам, которые попали в разряд малокомплектных и отбились от слияния (как школа 1263). Вопрос - как будут финансироваться школы (особенно в рамках подушевого финансирования)?

Сторонники ФЗ-83 говорят, что и малокомплектные школы смогут нормально жить, только вот не уточняют как...Очень туманным оставется вопрос по статьям финансирования (помимо душ) и суммам.

Совершенно не понятно, по какому принципу будут распределяться государственные (минуциапальные задания)? Если также, как сейчас идет процесс слияния школ, то даже комментировать не хочется....

Как быть со школами, директора которых не обладают коммерческими таланатми? Заменять директора на "менеджера"? Михаила Задорнова выступление вспоминается.... Или превращать школу в казенную, или "вынуждать" сливаться с новыми "образовательными монстрами"?

Итоги
К сожалению, ФЗ-83 не дает ответов ни на один поставленный вопрос и требует доработки. В настоящее время он соответствует принципу "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда!"

Сторонники ФЗ-83 говорят только о плюсах, а они несомненно есть, но забывают о практических вопросах реализации. А именно в этом и есть опасность этого закона. Нет четкости, нет ясности, нет прозрачности...ФЗ-83 - часть системы, а не отдельный элемент,  в системе пояснений нет....

Идеализм - это хорошо, однако не хотелось бы накрывать систему образования белой простыночкой и нести на кладбище". А риски велики.

Формулировки в законе крайне обтекаемы, конроль за предпринимательской деятельностью бюджетных учреждений практически невозможен (в рамках данных формулировок). Это оргомная опасность. На вопрос  "Сколько вешать в граммах?" для финансирования школ ответа также нет. Заставить бюджетников выживать - они может и выживут, только какими способами и кто эти способы контролировать будет.

Вопрос даже не в самой частичной коммерциализации бюджетной сферы (к этому давно шли), а в том, КАК это будет регулироваться - это, на мой взгляд, основная проблема.

И еще...в дополнение...если у нас снижается финансирование бюджетной сферы, неполохо бы задуматься о снижении налогов  на заработную плату, сейчас это 43%.

Тематические ссылки, касающиеся образования:

http://www.youtube.com/watch?v=JFDFEDJOD8U&feature=relmfu "Право голоса" на ТВЦ… Конец бесплатного образования?
http://www.echo.msk.ru/blog/video/892546-echo/ Е. Ямбург на "Эхо Москвы"
http://www.novayagazeta.ru/society/52529.html
http://www.novayagazeta.ru/society/52744.html статьи Е. Ямбурга в "Новой газете".

1 комментарий: